Причина смерти Михаил Кононов

Его киногероев любили миллионы поклонников и для большинства из них он так остался Нестором Ивановичем из “Большой перемены”. Он не принял новую эпоху и не изменил своим жизненным принципам – актер Михаил Кононов умер 16 июля 2007 года в неполные 67 лет, не покривив душой, не предав ушедших друзей участием в киношном “ширпотребе”.

Школьное увлечение театром

юность

Михаил Иванович Кононов родился в Москве 25 апреля 1940 года в простой семье, которая имела более, чем скромные доходы. Впереди была война и годы лишения, голод и восстановление страны из пепла. Но в душе мальчишки всегда жила мечта о прекрасном мире грез и возвышенных чувств – Миша активно участвовал в школьной художественной самодеятельности и вместе с товарищем по классу Андреем Смирновым ставил спектакли. Смирнов стал прославленным режиссером, в его творческой копилке был легендарный «Белорусский вокзал» со звездным актерским составом. А в школьные годы творческие мальчишки с азартом готовили утренники и вечера, которые нравились учителям и одноклассникам.

Этот успех утвердил Кононова в желании стать актером –  он поступил и успешно окончил в 1963 году ВТУ им. Михаила Щепкина – известную столичную Щепку. Его сразу же приняли в труппу Малого театра, который стал отправной точкой в его профессиональной творческой биографии. Здесь на сцену он выходил на протяжении 5 лет.

Кинокарьера – взлеты и забвение

Но так случается, что более благосклонным к нему был кинематограф и сам актер на съемочной площадке чувствовал себя более комфортно, чем на сцене. Чашу весов перетянула еще и востребованность Кононова в кино – его часто приглашали именитые режиссеры и предлагали интересные роли. Еще в студенческие годы он дебютировал в фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг». Амплуа актера было предопределено его внешностью – открытым и наивным лицом взрослого ребенка, в котором была порой то умильная трогательность, то комичность, то трагизм. Он умел играть глазами – дар, который не многим подвластен. Все его персонажи – бесхитростные и простоватые, светлые душой люди. Именно они оказывались близкими, понятными и любимыми зрительской аудитории – актера моментально запомнили и выделили в массе талантливого поколения – целой плеяды, подарившей российскому кино звезд недосягаемой величины. Все образы Кононова вызывали смех сквозь слезы, а он утвердился в амплуа трагикомического актера.

кадр из фильма

Исключением в веренице клонированных ролей стал монах Фома в фильме Андрея Тарковского “Андрей Рублев”. Именно этой ролью актер гордился больше всего, а зрители запомнили и полюбили его в “Начальнике Чукотке” и “Большой перемене”. Все обожали Нестора Петровича и учеников вечерней школы в исполнении цвета отечественного кино. А сам актер не любил говорить об этой работе и вспоминать съемки.

Ветер перемен

Но близился конец эпохи – в конце 80-ых все начало стремительно меняться и не все приняли такие перемены. Они оказались не по душе и Михаилу Кононову – он считал себя воспитанным в другой системе ценностей и не мог позволить себе сниматься в низкопробных бандитских сериалах и проходных фильмах, которые тогда заполонили экраны. С отказом от съемок пришли материальные трудности, но актер продолжал стоять на своем. отвергая предложение за предложением, сценарий за сценарием. Пришлось продать московскую квартиру и построить небольшой дом в деревне Бутырки.

Здесь актер увлекся земледелием – такая работа не требовала насиловать душу и поступаться принципами. Он выращивал на своем огороде чудесную капусту и знатные арбузы. Тут же их продавал. С любовью растил виноград, мечтал выкормить поросенка и выкопать на участке пруд. Его начали забывать и все реже присылали сценарии. А он и не расстраивался – кино последних лет он квалифицировал как антиэстетику и антиискусство. Его друзья-однокурсники по щепке Виталий Соломин, Виктор Павлов, Олег Даль уже ушли из жизни и Михаил Иванович считал, что согласившись на такие роли-халтуры, он предаст память о них.

Он появился в фильмах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба». Была еще лента «В круге первом», где Кононов снимался будучи уже серьезно больным.

Личная трагедия, как прелюдия болезни и смерти

Михаил Иванович прожил со своей женой Натальей Павловной почти 40 лет. Детей у пары не было. Но в 1994 году актер взялся на организацию своей театр-студии, в которую пришла девушка по имени Лена.  Она принесла свой сценарий и показала мастеру. Тот одобрил и увидел в ней “искру Божью”. Такой дружбе радовалась и Наталья Павловна, считая, что за Мишенькой кто-то присмотрит в городе. Лена не ладила со своей матерью, а та не одобряла ее дружбу с возрастным актером – ей виделась аморальная связь между ними. В какой-то момент Кононов уговорил жену прописать девушку в их московской квартире и не терял надежды пристроить ее в кино.

Но та оказалась меркантильной и очень быстро оперилась, проявила свою акулью хватку. Она оформила опеку над актером, в ее жизни появились молодые поклонники, а с ними и решение отнять московскую квартиру. На актера были совершены два покушения, он попал в больницу. Однажды опекунша подослала к Михаилу Ивановичу бандитов. а тот, испугавшись, уехал жить к жене в деревню. У него случился инфаркт, за ним – инвалидность. Договор опеки оказался на самом деле договором ренты и правом распоряжаться квартирой. На этом этапе подключилась Наталья Павловна – она полгода ездила по всем инстанциям пока добилась аннулировать договор и продала квартиру.

Преданный и разочарованный Кононов опять слег в больницу с сердечным приступом. От полученного шока он так и не отошел – кочевал из больницы в больницу, взялся за написание повести, мемуаров, которые так и не были изданы из-за отсутствия денег. Была любимая собака –  бультерьер Фрося, которая доставляла радость своими шалостями. Актер очень жалел, что у них с женой не было детей – в нем был избыток отеческой теплоты, которую так и не оценили.

Смерть

на кладбище

В последние годы жизни Михаил Иванович мечтал сняться в хорошей картине, чтобы не было стыдно перед совестью. А гонорар потратить на публикацию мемуаров. Но летом 2007-го Кононов в очередной раз попал в больницу, на этот раз с  «пневмонией», которая протекала на фоне тромбофлебита. А еще был перенесенный ранее инфаркт. Поэтому диагноз звучал неутешительно. Так и случилось – на фоне пневмонии начала прогрессировать сердечная недостаточность. Медики полмесяца боролись за его жизнь. Но 15 июля 2007 года Михаил Кононов скончался. Ему было неполных 67 лет. Он похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища, недалеко от входа, рядом с могилой Владимира Высоцкого.